на главную              1  2  3  4  5  6  7       далее  

Акустические системы блочной конструкции. Эксперименты с открытым оформлением

Акустическая часть



              Цели и общие требования:

         Целью проекта является исследование открытого акустического оформления, построенного из отдельных блоков. Мотивом для исследований является недовольство звуком предыдущих WMMTMMW АС. Основные недостатки - "прилипание" звука к АС и окрашенность СЧ и ВЧ диапазона. Возможно, окраска создается за счет малого объема камер для H1262, или окраску дают MDM-55, или OWII. Не выявила никаких преимуществ узкая и обтекаемая передняя панель. За счет нее я рассчитывал получить "растворение" звука в пространстве, невозможность локализации АС. Но этого не произошло, звук очень точно исходил из АС, они прекрасно локализовались, словно вносили много искажений. Поэтому решено было начать следующий проект и опять вернуться к диполям. С диполями мне удалось получить объемность, в то время, как монополи создавали "плоское" звучание.

Новый проект планируется минимальной стоимости, будут использоваться остатки материала от предыдущих проектов.

         Начинаем изготовление с СЧ блока. СЧ предполагается выполнить в виде короткого вертикального массива из 4-х головок размером 5".

              Выбор излучателей:

          Для СЧ массива применяем уже имеющиеся в наличии головки Visaton CBM130AW и Seas H1262".


              Изготовление щита:


          Для щитов используем ламинированные куски ДСП толщиной 17 мм. Вырезаем заготовки щитов следующего вида:


Заготовки щитов

Рис. 1.1. Заготовки щитов (4.7.2020)


          Фаски с обратной стороны головок обязательны. Без фасок узкие щели между корзинами головок и толстой панелью будут работать как дроссель, демпфируя проход воздуха.


Фаски под головки

Рис. 1.2. Фаски под головки (4.7.2020)


          Щит должен быть инертным и жестким, для этого снабжаем его ребрами жесткости. Вырезаем ребра. Для приклеивания ребер делаем отверстия под деревянные штифты.


Ребра жесткости
Рис. 1.3. Ребра жесткости (4.7.2020)


          Прижимаем ребра струбцинами для лучшей склейки.


Приклейка ребер
Рис. 1.4. Приклейка ребер (4.7.2020)


          К ребрам тоже на штифтах приклеиваем планку, которая будет создавать жесткость всего щита.


Приклейка планки жесткости
Рис. 1.5. Приклейка планки жесткости (5.7.2020)


          Получившийся щит выглядит таким образом:


Рис. 1.6. Общий вид щита (5.7.2020) Рис. 1.7. Общий вид щита (5.7.2020) Рис. 1.8. Общий вид щита (5.7.2020) Рис. 1.9. - 1.9 Общий вид щита (5.7.2020)


          Нужно ли защищать зазоры головок от пыли? Seas имеет открытую конструкцию, и при открытом оформлении попадание пыли в зазор вполне вероятно.


Вид на головки на щите, сзади
Рис. 1.10. Вид на головки на щите, сзади (5.7.2020)


Рис. 1.11. Общий вид щита-экрана (21.9.2020) Рис. 1.12. Общий вид щита-экрана (21.9.2020)


          На Рис. 1.11 и Рис. 1.12 видны головки, смонтированные на экране. Сзади головки защищены от пыли акустически прозрачной тканью.


         Этот опытный экземпляр был подключен к усилителю и прослушан. Головки были включены последовательно. Были произведены замеры АЧХ массива головок на экране. АЧХ оказалась не похожей на ту, что предлагают симуляторы для щита такой конфигурации. Срезанные уголки у экрана должны были гарантировать ровную АЧХ. Размеры срезанных уголков были весьма точно подобраны в симуляторе. Не хуже +-10 мм.


         При такой "трапецеидальной" форме симулятор предлагал ровную АЧХ в диапазоне 300...2000 Гц с точностью до +-0,5 дБ. На реальном экране такой формы на АЧХ наблюдался пик на частотах порядка 500...600 Гц высотой 6...8 дБ. В качестве эксперимента к экрану были приклеены ранее отпиленные уголки, что вернуло ему прямоугольную форму. На удивление и против ожидания, АЧХ немного стала ровней - уровень пика несколько снизился, на пару-тройку дБ.


         Прослушивание не оставило яркого впечатления. 4 головки были подключены последовательно к усилителю на полную полосу. Звук был очень "мутный", с сильно выраженными на слух пиками, провалами, "резонансами". Инструменты оркестра не читались совершенно. Вокал был плохо различим на этом фоне. Наверное поточнее впечатление можно описать так: в начале концерта исполнители настраивают инструменты. Что-то делать дальше особого настроение не возникло.


         Тем не менее, далее было принято волевое решение продолжать, и делать сразу финальный вариант дипольных АС, с учетом этого небольшого полученного опыта в отношении АЧХ. В качестве материала был выбран готовый деревянный щит, склеенный из сосновых досок.


         На Рис. 13 видны верхние части экранов, где будут размещаться СЧ и ВЧ головки.


Вид на головки на щите, сзади
Рис. 1.13. Начато изготовление другого варианта экранов. (21.9.2020)


          С обратной стороны экрана вокруг отверстий под головки делаем фаски.


Вид на головки на щите, сзади
Рис. 1.14. фаски на отверстиях с обратной стороны экрана. (26.9.2020)


          Нужно решить, сколько ребер будет с обратной стороны экрана, и где их делать, для его упрочнения и уменьшения вибраций. Лучше всего увидеть расстояния между головками в реальном изделии. Для этого временно закрепим головки на экран.


Вид на головки на щите, сзади
Рис. 1.15. Вид спереди с головками. (26.9.2020)


Вид на головки на щите, сзади
Рис. 1.16. Вид сзади с головками. (26.9.2020)


          Будет два вертикальных ребра, расположенных приблизительно по линии винтов крепления средних головок. Ребра будут выпиливаться из фанеры, толщиной 12 мм.


          Во время пиления ребер возникла ситуация: После замены пилки в лобзике, как только было начато пиление, раздался стук и пилка вместе с ее держателем отвалились. Было подозрение на поломку штока. Уже был начат поиск в интернете сменного штока. Затем, после пристального взгляда на шток оказалось, что он цел. Найти держатель пилки было непросто. Пришлось переставить много предметов в импровизированной мастерской, пока наконец держатель был найден. Он отлетел в самый дальний угол.


         Анализ ситуации показал, что из-за сильной запыленности штока, пилка впопыхах была прижата к нему через толстый слой опилок. Что и привело к "развалу" всего узла. Самое удивительное - что ни одна деталь при этом не пострадала.


Вид на головки на щите, сзади
Рис. 1.17. Заготовки ребер жесткости. (1.10.2020)



на главную              1  2  3  4  5  6  7       далее