В настоящей статье сделана попытка исследовать спектр искажений электродинамической головки при подаче на нее сложного сигнала, в дальнейшем называемого "мультитон". Показано, что при излучении такого сигнала головкой, спектр ее искажений состоит только из гармоник и комбинационных интермодуляционных составляющих. Никаких других составляющих, нежели гармонических и интермодуляционных, в спектре излучения нет. Другой целью исследования было - проверка способности воспроизведения головкой слабых сигналов на фоне сильных. Показано, что на фоне 9-ти разночастотных сигналов общим напряжением 2,8 В, головка нормально воспроизводит слабые сигналы амплитудой -100...-110 дб относительно этого уровня.
Немного истории:
В среде аудио любителей распространено мнение, что стандартных критериев оценки нелинейности
электродинамической головки недостаточно. Так, существуют такие термины, как "разрешение" головки,
и "микродинамика". Автор точно не знает, что означают эти определения применительно к электродинамической
головке, однако предполагает, что речь идет о корректной передаче головкой слабых сигналов.
Эксперимент: Для эксперимента была выбрана купольная головка MDM-55 фирмы Morel. Головка была подключена к усилителю, имеющему ООС по току головки. Т.е. было организовано т.н. токовое питание головки. Во всех экспериментах, если не указано другого, амплитуды всех частот устанавливались одинаковыми. Суммарный уровень многочастотного сигнала выбирался на 2 дб меньше полной цифровой шкалы. Частота дискретизации составляла 48000 Гц, формат 24 бит. Напряжение на головке устанавливалось около 2,8 В, измерение производилось микрофоном на расстоянии 10 см от купола головки. Сигнал с микрофона подавался на программный анализатор спектра. Исходный испытательный сигнал (мультитон) представлял из себя сумму 10 частот, последовательных музыкальных нот-полутонов, которые вычислялись так: - 1760.00 Гц;
где К = exp(Log 2) / 12) = 1,059463094359; Спектр представлен на Рис. 1.
Средства отображения не позволяют показать все нюансы картинки в этом масштабе. Поэтому рассмотрим спектр сигнала по частям. Отобразим интервал между двумя соседними основными тонами в большем масштабе, Рис. 2.
Здесь хорошо видно, что уровень сигнала между интермодуляционными составляющими опускается до значения
С составляющими спектра, находящимися между основными тонами, несколько сложнее. Предположительно, они являются интермодуляционными составляющими. Но поскольку частоты основных сигналов представляют собой геометрическую прогрессию с основанием в виде корня 12 степени из двух, и вычисление продуктов интермодуляции затруднено, было решено для упрощения выяснения вопроса интермодуляция ли это, или что-то другое, прибегнуть к более простому с точки зрения вычислений, сигналу. Но сначала посмотрим еще спектр вторых гармоник в большем масштабе, который показан на Рис. 3.
Видно, что уровень шума и здесь составляет
Теперь выясним, что представляют собой паразитные составляющие на Рис. 2., между основными составляющими сигнала. Для этого сгенерируем сигнал из двух тонов 1800 Гц и 1900 Гц. Спектр представлен на Рис. 5.
Видно, что между основными линиями спектра посторонние составляющие отсутствуют. Добавим еще одни тон к сигналу. Теперь он состоит из частот 1800 + 1900 + 2020 Гц. Спектр представлен на Рис. 6.
Видно, что между основными линиями спектра появились составляющие с шагом 20 Гц. Попробуем вычислить, не является ли значение 20 Гц результатом простых сложений и вычитаний частот основных сигналов. Итак, 2020 Гц - 1900 Гц = 120 Гц, а 1900 Гц - 1800 Гц = 100 Гц. 120 Гц - 100 Гц = 20 Гц. Этот последний результат 20 Гц и есть шаг комбинационных интермодуляционных составляющих. Других линий спектра нет. Проведем еще несколько замеров с другим набором сигналов: Частоты: 1800, 1900, 2010, 2130 Гц, Рис. 7. Кратность 10 Гц.
Видно, что интервал интеромодов сейчас составляет 10 Гц, что коррелирует с частотами исходного сигнала. Теперь выберем интервал 5 Гц, зададим частоты: 1800, 1900, 2005, 2110, 2220 Гц, Рис. 8.
Интервал действительно 5 Гц, что коррелирует с разносом частот исходного сигнала.
Для наблюдения в большом масштабе выберем участок между частотами 2215 и 2350 Гц, Рис. 9б.
Интервал действительно составляет 5 Гц, что коррелирует с разносом частот исходного сигнала. Составляющих другой природы нет. Еще одно измерение мультитоном проведем с более широким разносом частот. Так, чтобы 10 сигналов, частоты которых представляют собой геометрическую прогрессию, охватили всю полосу, излучаемую головкой в реальной системе. Для удобства наблюдения, округляем значенгия до 5 Гц. Это будут частоты: 1300, 1505, 1745, 2025, 2345, 2715, 3150, 3650, 4230, 4900 Гц. Рис. 9в. Фрагмент в увеличенном масштабе приведен на Рис. 9г.
Легко заметить, что картинка точно такая же - разнос частот по интермодам кратен 5 Гц, что коррелирует с исходным сигналом, других составляющих спектра нет.
Теперь сгенерируем сигнал, состоящий из 9 следующих частот: 1600, 1700, 1800, 1900, 2000, 2100, 2200, 2300, 2400 Гц. Спектр показан на Рис. 11.
Для исследования выберем интервал между частотами 1900 и 2000 Гц и там расположим наш слабый сигнал. На Рис. 12 виден свободный от интермодов промежуток между этими частотами.
Чтобы наш сигнал не коррелировал с сетевыми наводками, выберем частоту некратной 50 Гц, а именно 1970 Гц. Добавим этот сигнал к имеющейся последовательности: 1600, 1700, 1800, 1900, 2000, 2100, 2200, 2300, 2400 Гц. + 1970 Гц. На Рис. 13 показан вид сигнала, амплитудой -90 дб от номинальной.
Видно, что сигнал нормально воспроизводится, амплитуда его правильная, т.е. никаких потерь нет. Уменьшим амплитуду до -100 дб. Результат на Рис. 14.
Опять видно правильное воспроизведение сигнала. Еще уменьшим амплитуду. Теперь она составляет -110 дб. Результат на Рис. 15.
Видно, что и в этом случае, столь слабого по амплитуде сигнала, головка продолжает воспроизводить его без потерь.
И наконец, вернемся к сигналу, состоящему из музыкальных полутонов (мультитону). Частоты: На Рис. 16 в большом масштабе показан спектр без этого небольшого сигнала зеленым цветом, и с ним - красным цветом.
Видно, что сигнал нормально излучаются головкой, и хорошо виден на спектрограмме. Выводы: Можно сказать следующее: При подаче сложного сигнала (мультитона) на электродинамическую головку, она, кроме исходного сигнала, излучает множество посторонних частотных составляющих. Все они представляют из себя гармонические и комбинационные интермодуляционные составляющие спектра исходного сигнала. При этом слабые сигналы амплитудой до -110 дб относительно значения 2,8 В (в абсолютном давлении это на 20 дб ниже порога слышимости) воспроизводятся на фоне сильных корректно, без изменений. Каких-то артефактов, типа ухудшений "микродинамики" или падения "разрешения" не выявлено.
Благодарности: Я хочу выразить благодарность моему товарищу по аудио-конференции VegaLab Наилю, aka Nota Bene, предложившему измерять параметры головки многочастотным сигналом из последовательных музыкальных полутонов "мультитон", а так же моей жене за проявленное терпение и понимание в отношении неудобств, доставляемых громкими немузыкальными звуками в процессе эксперимента.
|