Реализованные мною в предыдущем проекте трехполосные АС конфигурации WMTMW в целом оказались вполне удачной конструкцией. Однако габариты их для небольшой комнаты получились слишком велики - они сильно доминировали над всем остальным в комнате. Из недостатков звучания можно отметить такой специфический, как "прилипание звука к АС" и недостаточно четкую "сцену". Мне показалось, что можно улучшить звучание таких, в общем-то весьма качественных АС, поэтому я решился на следующий проект. Целью нового проекта было - сделать вариант АС меньшей высоты и, по возможности, с лучшим звучанием. Для уменьшения размера АС по высоте от симметричной конфигурации, типа WMTMW, пришлось отказаться в пользу традиционного варианта, где ВЧ головка располагается на высоте 1 м от пола, а остальные излучатели находятся ниже. Путей улучшения звучания АС, и параметров, которые можно для этого изменять, существует много. Важные для меня параметры - это разрешающая способность системы и ее динамический диапазон. Под этим я понимаю возможность системы раздельно для слуха передавать отдельные звуки музыкальных инструментов, не смешивая их, и иметь при этом достаточный запас по громкости. Чтобы громкость прослушивания фонограммы ограничивалась не повышением искажений системы и возникающим позывом сделать потише, а только настроением и желанием слушателя. Иными словами, хочется сделать систему с возможностями, не ограничивающими потребности слушателя. Одну из главных причин низкого разрешение АС я вижу в нелинейности драйверов, вносящих в сигнал различные искажения, из которых наиболее заметны интермодуляционные (ИМИ). Чем шире полоса частот, подаваемых на драйвер, тем больший уровень интермодуляционных искажений им излучается. Можно сказать, что этом плане головка подобна радиоприемнику - чем более широкополосный сигнал подается на его вход, тем больше слышимых помех будет в его выходном сигнале из-за интермодуляции. Для АС улучшить ситуацию по интермодуляции, на мой взгляд, можно либо выбором более линейных головок, либо увеличением числа полос, и таким образом, сужением спектра сигнала в одной полосе. В данном проекте решено было пойти по второму пути, и создать АС, в каждой полосе которой, головка будет работать в самой благоприятной для себя, относительно узкой части спектра. Под этим я подразумеваю:
АС, головки в которой используются в столь щадящих условиях, должна обладать следующими характеристиками:
В соответствии с этими требованиями, решено было делать систему 5-ти полосной. В качестве стартовой идеи, было решено делить весь звуковой спектр на 5 равных по ширине полос, по 2 октавы каждая. В дальнейшем, если окажется, что лучше делить не на равные части, а как-то иначе, то это можно будет подправить при наладке, изменяя частоты раздела полос. В частотном выражении равномерное деление выглядит следующим образом: Следует заметить, что полосу 20...80 Гц, было сразу решено оформлять в виде отдельного звена. О нем речь пойдет в отдельном проекте. В этом проекте рассматриваются напольные АС с общей полосой 80...20000 Гц. Выбор излучателей: Для выбора излучателей в полосах еще раз подчеркнем уже сформированные определенные условия:
Полоса 5...20 кГц дает возможность применить драйвер с минимальной площадью купола, а именно 3/4". Драйверы этого размера недолюбливают за их ограничение по полосе снизу. Однако, в моем случае такого ограничения нет. В то же время по массе купола и широте ДН размеру 3/4" не много найдется равных. Выбор пал на головку HIQUPHON OWII. Излучатели HIQUPHON поставляются подобранными в пары по отклонению АЧХ. Каждая головка имеет индивидуально снятую характеристику и подпись разработчика. В линейке есть модели с лучшей АЧХ, но большей массой подвижной системы и меньшей чувствительностью, и модели с меньшей массой, лучшими переходными характеристиками, более высокой чувствительностью, но худшей АЧХ. Выбран был второй вариант. Для получения SPL в 110 дб на частоте 5 кГц объемное смещение составляет 0,04 мл. Для головки HIQUPHON OWII максимальное объемное смещение составляет: То есть, имеется запас по динамическому диапазону (ДД) на порядок.
Нужно отметить, что реальных длительных сигналов такой амплитуды в музыкальной программе нет,
поэтому в исправной тракте опасности перегрева катушки не возникает.
Запас по динамическому диапазону (ДД) примерно 4 раза.
Следует отметить, что есть еще такой параметр, как отношение нижней воспроизводимой частоты
к частоте основного резонанса головки. Хорошее значение этого показателя - две октавы,
то есть 4 раза.
Паспортные данные для головки MOREL: Fs = 380 Гц. Отношение получается около 3,2.
Нужно заметить, что реальные головки имеют Fs как правило, выше паспортной, и это отношение может быть еще меньше.
Поскольку на частоте 315 Гц предполагается получить синфазное излучение от обеих стыкующихся полос, то нагрузка на каждую полосу оказывается половинной. Значит, запас по смещению будет достаточен. Наконец, полоса 80...315 Гц. Чтобы не сильно расширять переднюю панель, решено применить драйвер не больше, чем 7". Претендент - SEAS CA18RNX (H1215). Потребное объемное смещение для 110 дб на 80 Гц составляет 160 мл. Для H1215 мы имеем: С учетом того, что половину объемного смещения обеспечит смежное звено, от H1215 потребуется только 80 мл. Но, поскольку принят двукратный запас, то необходимо применить две головки. Кроме того, две головки, размещенные вертикально, уменьшат провал на АЧХ, образующийся в результате вычитания звуковых волн при отражении их от пола. Корпус: Теперь, когда головки определены, можно приступать к проектированию корпуса. Требования к корпусу следующие:
Под эти требования в были набросаны следующие эскизы корпусов:
Все предыдущие варианты корпуса разрабатывались с основным акцентом на внешние обводы. Во главу угла ставилась эстетика, дифракция и инертность (прочность) корпуса. Если же говорить про внутренность корпуса, то на первый план выходит проблема внутренних переотражений, и переизлучение их диффузором головки. Решением этой проблемы может быть создание системы внутренних перегородок, типа ячеистой структуры, применяемой в своих АС фирмой B&W. Или различные варианты протяженных сужающихся отсеков той же фирмы. Вдохновленный "Наутилусами", и имеющими в интернете описаниями их любительских копий, некоторое время я прорисовывал различные варианты оформления мид-басового звена в виде закрученной сужающейся трубы - ракушки улитки.
Если переотражения, и связанные с этим пики и провалы на АЧХ, все приведенные выше оформления решают, то остается нерешенным вопрос нагрузки на заднюю стенку диффузора. Этот вопрос может быть решен отказом от ящика в принципе и переходом к открытому оформлению (ОО). Два распространенных варианта ОО - это открытый ящик (ОЯ) и щит. Чтобы определить различия между этими оформлениями, нужно ответить на вопрос: "есть ли у оформления параллельные боковые грани, и проводят ли они к дополнительной нагрузке на диффузор в виде резонансных явлений в образующейся трубе?" Я для себя решаю так - если уже разгружать заднюю сторону диффузора, то делать это полностью, то есть применять именно щит. При этом, конечно же, не следует забывать про дифракцию. Другими словами - щит должен иметь фаски либо закругления на боковых ребрах, или быть просто свернутым, но не должен иметь параллельных боковых стенок. Так или иначе, я заинтересовался оформлением АС в виде щита.
В пользу выбора щитовой конструкции могут свидетельствовать два удачных промышленных прототипа, которые получили весьма хорошие отзывы у слушателей. Это пятиполосный "Dahlquist DQ-10" и трехполосный "Jamo R909". "Dahlquist DQ-10" давно не выпускается, но спецификацию на него можно найти в интернете. Вот его данные: Пятиполосная система, смонтированная на щите, размером 76х76 см.
Данные на "Jamo R909" легко найти на сайте производителя. В итоге решено было попробовать вариант со щитом. Попробовать в том смысле, что в случае получения неудовлетворительного результата есть готовность вернуться к тому или иному варианту конструкции ЗЯ. При изначально выбранной концепции разбивки по полосам и выбранных драйверах, получается, что как диполь, АС будут работать в довольно узкой полосе 80...1250 Гц. Так как на более высоких частотах оформление головок представляет собой закрытый ящик. Частично это положение можно изменить, внеся в конструкцию головок изменения. Например, корпус головки MDM-55 можно попробовать вскрыть, с тем, чтобы направить ее заднее излучение во вне. То же можно сделать и с ВЧ головкой OWII. Решено было идти последовательно - сначала послушать работу на щите диффузорных головок, а затем перейти к переделке в дипольный вариант СЧ и ВЧ излучателей.
|